Беседы с Мастером, часть 6
10 апреля 2022 г. в 15 часов по Москве и в 20.00 по Пекинскому времени состоялась 1-я Конференция инструкторов Российской Академии Ицюань с мастером Яо Ченжуном.
Вопрос руководителя Центра боевых искусств Марс Игоря Дубынина (4-й дан Кёкусинкай)
В Ицюань иногда приходят обучаться ученики, которые несут с собой традиции, методики, структуру движений других направлений боевых искусств. Насколько это приемлемо, вредит ли это традиционному обучению Ицюань, как совместить техники из разных стилей?
Ответ мастера Яо Ченжуна
Это часто встречающаяся проблема как в Китае, так и в других странах. Это абсолютно объективная проблема, так как приходят заниматься из различных единоборств. И да, для изучения Ицюань в этом случае надо вносить определённые коррективы.
Во-первых, не надо сразу пытаться сделать все движения внешне похожими на техники Ицюань. Не надо сразу пытаться копировать движения мастера Ицюань. Пусть этот человек делает так, как ему привычно. Есть такой термин - Мо Цзир, когда вы притираете свои усилия, то есть медленно, потихонечку пробуете движение. Вот этот Мо Цзир должен быть непрерывным от начала до конца движения, не кусками. Если делать движение круглым и Мо Цзир будет полноценным, то рано или поздно вы придёте к тому, что вы постепенно придёте к технике Ицюань и внешне.
А дальше начинается интересный процесс перехода от того, к чему человек привык к тому, что полезно. Вот человек освоил Мо Цзир и понял почему в столбе надо стоять именно так. После этого он научился правильным движениям, правильным углам и правильным координациям. И нужно этому человеку объяснить и показать, что это приносит реальную пользу по сравнению с тем, как он делал техники в Туйшоу или в ударной технике. Например, человек бил одной рукой, а реверс другой руки и включение всего тела усилило его удар. Вот если человек почувствует, что единое усилие приносит ему реальный плюс, тогда он «подсядет» на Ицюань. Если не почувствует, то он будет просто копировать внешние движения и это будет ему в итоге не интересно.
Ну и самое главное, чтобы человек с предыдущим опытом в боевых искусствах был заинтересован в поиске единого усилия. Он должен почувствовать, что даже привычные ему удары не из стиля Ицюань в итоге работают лучше, в том случае, если он подключает Чжэнь Цзир (единое усилие). Если человек хоть раз почувствует это единое усилие в какой-либо из техник, то он станет фанатом в поиске этого усилия и в других движениях. Он поймёт целесообразность всех этих странных движений и полюбит Ицюань. Поэтому ничего страшного если во время практики у человека полезут какие-то привычные ему движения. И мастеру не надо исправлять эти движения. Надо задавать вектор на поиск округлого единого усилия.
Таким образом, надо не гнать и не заставлять копировать движения мастера, а распробовать единое усилие, которым постепенно наполнять внешнее движение. Тогда обучаемый пойдёт по правильному пути.
Комментарий Анатолия Криводедова
Пожалуй, 9 из 10 пришедших заниматься Ицюань уже имели какой-то опыт в боевых искусствах и мастер ясно и методично изложил суть «прививки» внутренней работы.
Остаётся только добавить, что, конечно, можно использовать полученные навыки работы с единым усилием в тех стилях, с которыми вы уже владеете. В этом смысле методы Ицюань обладают качеством универсальности.
И мне понравилась фраза «Надо задавать вектор на поиск округлого единого усилия». В ней кратко изложена методическая концепция стиля Ицюань.
В конце нашей беседы с Яо лаоши мы договорились продолжать наше общение в таком формате. Благодарю всех, кто участвовал в нашем общении и готовил эту встречу!
Анатолий Криводедов,
основатель и руководитель Российской Академии Ицюань,
официальный представитель Пекинской Академии Ицюань,
5-й дан Кекусинкай (IFK).