16 апреля 2011 г. в Медвежьегорске прошёл 18-й всероссийский турнир памяти П.П.Каплина, в рамках которого также был проведён Чемпионат Северо-Западного федерального округа по каратэ Кёкусинкай.
В этом году в нем участвовали 44 спортсмена из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Архангельска, Мурманска, Медвежьегорска, Сегежи, Беломорска, Петрозаводска.
В прошлом году в состязаниях принимал участие чемпион России, Европы и мира, мастер спорта международного класса Дмитрий Савельев (Санкт-Петербург).
И в этот раз представительство серьезное. К примеру, из Санкт-Петербурга приехал чемпион России по каратэ Кёкусинкай Артем Узунян, а также призеры российских соревнований из Москвы.
Чемпионат проводился в двух разделах: кумитэ (бои) и ката (исполнение комплексов) среди черных поясов. Наша сборная Мурманской области состояла из пяти человек. Все обладатели чёрных поясов: Виктор Рожков (2-й дан), Алексей Кузьмич (2-й дан), Дмитрий Федяй (1-й дан), Константин Кашинский (1-й дан) и Анатолий Криводедов (4-й дан). Виктор и я выступали в разделе ката, остальные в кумитэ. Из наших бойцов наиболее успешно выступил Алексей Кузьмич, который убедительно чистой победой выиграл первый бой, а во втором уступил по решению судей с небольшим перевесом. В разделе ката борьба разворачивалась в три круга и в результате очень упорной борьбы в финале мне удалось вырвать первое место в борьбе с руководителем Кировской региональной организации Константином Лялиным (4-й дан) и руководителем сборной Санкт-Петербурга по ката Алексеем Пенсовым (3-й дан). Мои соперники не один раз уже участвовали в Чемпионатах России (Алексей был 9-м в личном зачёте, а Константин три раза серебряным призёром в командном исполнении), тем интереснее было соревноваться с ними. Мой ученик Виктор Рожков (самый молодой участник в финале) занял в итоге 4-е место, показав зрелую технику и получив незаменимый опыт.
Что же такое ката в системе обучения каратэ? Слово ката означает "форма", внешний вид. Иероглиф ката составлен из трех иероглифов:
Katachi, означающего "форма"
Kai, означающего "резать"
Tsuchi, означающего "земля" или "почва".
Дословный перевод слова ката - "форма которая режет землю".
Ката - это последовательность блоков и ударов, выполняемых в перемещении. Баланс между наступлением и обороной, использующиеся стойки, направление и способ передвижения - всё это даёт каждому ката свой собственный, отличный от других характер.
Путём практики ката, изучается традиционная техника используемая в бою. Дело в том, что в спортивных поединках техника ограничена правилами соревнований, а в ката нарабатывается весь боевой арсенал каратэ. Естественно, что методика работы с этим разделом включает в себя отработку приёмов в паре, так называемый "бункай". Таким образом сохраняется прикладное значение каратэ, выходящее за пределы спорта. Кроме закрепления боевых приёмов эти специальные комплексы развивают баланс, координация дыхание и концентрацию. При правильном выполнении, ката являются прекрасными физическими упражнениями, эффективным способом очистить ум и закалить свое тело. Ката воплощает идею рен ма (ren ma), или "всегда оттачивающий" - при старательной практике движения ката становятся более утонченными и безупречными. Внимание к каждой детали, которая необходима для совершенствования ката , развивает самоконтроль.
Путем концентрации, самоотдачи и регулярной практики можно достигнуть высшего уровня сознания. Это и есть то, что мастера Дзэн называют мусин (mushin), или "без сознания". Сознание, рациональное мышление совсем не используется на практике - то, что раньше запоминалось, теперь происходит самопроизвольно. Такое же состояние используется в китайском Ушу из которого вышло каратэ. Поэтому при подготовке к соревнованиям, я попробовал использовать те знания, которые получил у своего наставника в Китае. Отчётливо помню, что раньше я выполнял ката больше полагаясь на физическую силу. Всегда любил мощное исполнение, но избыток силы как раз и мешал проявиться амплитуде, упругости, чёткости и настоящей концентрации. Да и к тому же сила эта была разрозненная. Не менее интересным было проверить способы регулирования сознания, позволяющие наполнять форму энергетикой. В соревновательных условиях это был интересный опыт. Когда я выступал в разделе кумитэ, было несколько проще. Ты выходишь на татами с ватными ногами, зная что по тебе будут бить (возможно и ногами, как писали классики Ильф и Петров) в полный контакт. Естественно, волнение захлёстывает, адреналин бурлит . Но с первым же ударом всё становится на свои места. Зажатость отступает и ты более менее свободен в своих действиях. Всё просто: тебе пытаются сделать больно, ты отвечаешь тем же. Ничего личного. В ката всё по другому. От выхода на татами и до выставления оценок ты находишься под пристальными взглядами пяти судей, которые выискивают каждый миллиметр твоих неточностей в технике, каждую миллисекунду нарушения ритма комплекса. И парадокс в том, что чем больше ты стараешься, тем больше шансов допустить ошибку или сковать свои движения. Этот баланс тотального контроля без контроля должен выглядеть также просто и естественно, как течение реки. Но и этого мало. Надо поймать боевой кураж, настрой, выразить характер ката. Вот всё это и надо вложить в своё исполнение. При подготовке к соревнованиям я использовал методы Чжан Чжуан, Шили, Моцабу и Фали как в классическом варианте, так и в «заточенном» под карате. Этот вариант включал в себя «выстаивание» наиболее сложных позициях, медленное и многократное исполнение отдельных элементов в режиме Шили, использование принципов Шили при перемещениях в ката, перенос ощущений при Фали при выполнении ударов. Как-то само собой получалось обращать внимание на все реверсивные техники. По опыту знаю, что с «обратной стороной медали» мало кто по настоящему серьёзно работает. Особое внимание я уделил ощущению целостности при исполнении каждого элемента и освобождённому состоянию плечевых и тазобедренных суставов. Проработка «И-ката» проходила в течении десяти дней на фоне обычных моих тренировок по Ицюань.
Интересно и очень полезно было после соревнований пообщаться с судьями, получить ценные советы и замечания. Высокие оценки, полученные от главного судьи Чемпионата Президента-основателя Кёкусинкай России Александра Ивановича Танюшкина (6-й дан), подтвердили правильность вектора моих поисков, выходящих за пределы каратэ. Тем более, что в самом названии стиля - Кёкусинкай, звучит идея вызова пределам. Да и не я первый в этом направлении копаю. Основатель IFK Ханши Стив Арнейл на Летних Школах постоянно делится воспоминаниям о похожих методах во времена становления Кёкусинкай. Так что продолжаем исследовать смежные стороны Ицюань и каратэ. Надеюсь, что найдутся единомышленники в этом исследовании.