недавнее

Основные методы Ицюань

Чжан Чжуан (столбовая практика)

Чжан Чжуан - это форма статической практики, направленной на увеличение внутренней силы за счёт правильной работы сознания.

Основные цели:

1) Объединение сознанием всего тела.

2) При внешней неподвижности достичь внутреннего движения.

3) Достичь состояния когда сознание и сила приходят в одну точку одновременно

а) Яншен Чжуан (оздоровительные столбы)

Ицюань мы начинаем осваивать с практики с Яншен Чжуан (оздоровительных столбов). Кстати, и обычные тренировки в стиле как правило начинаются с этих столбов. Внешне их объединяет позиция стоп – Пинбу. Стопы располагаются параллельно друг другу, примерно на ширине плеч. Отличаются же Яншен Чжуан разным положением рук и особенностями внутренней работы. Рассмотрим общие требования к работе сознания в оздоровительных столбах.

  • Первый этап внутренней работы

Во первых, как надо встать? Встать надо так, чтобы с одной стороны позиция была правильной, а с другой удобной. Для разных людей исходя из их возможностей и целей практики подбираются разные варианты столбов.

Одновременно с принятием позиции мы создаём намерение перехода от бессистемного мышления к работе сознания, формирующей столб. В первую очередь мы мысленно задаём разнонаправленное усилие между макушкой головы и стопами. Натягиваем мы мысленную пружинку (нить, струну) и это лёгкое натяжение-сжатие формирует нашу осанку. При этом важно настроить правильный угол Куа в тазобедренных суставах. Эта формирующая работа сознания поможет соединить верх и низ тела и Этот подобно луку усиливает упругие возможности нашего тела по вертикали.

Кроме правильной осанки мы задаём под контролем сознания положение рук, которое оптимально для кровообращения и обладает потенциальной силой. Что означает потенциальная сила рук? Углы в плечевых, локтевых, кистевых суставах принимают такую позицию которая потенциально противостоит как внешнему сжатию, так и внешнему отведению от тела. Внешне такая позиция выглядит как бы округлой за счёт пустых пространств между руками и телом, в подмышечных впадинах, между пальцами. Суставы пальцев одновременно слегка подсогнуты и вытянуты.

Ноги мы тоже не оставляем без внимания. Между коленями мы располагаем представляемый шар из тонкой бумаги либо формируем упругий мыслеобраз между ними. Стоим мы как бы упруго на центре стоп, не нагружая пятки. Пальцы ног слегка прихватывают поверхность. Колени чуть-чуть подсогнуты. Важно именно не сгибать колени, а найти удобное положение. Ведь стоять как на согнутых ногах, так и на полностью выпрямленных долгое время не удобно и неестественно.

Одним словом описанное положение корпуса, рук и ног формирует сильную позицию в которой всё тело на уровне ощущений связано лёгким натяжением сухожилий и фасций без напряжения мышц. Мышцы тем не менее не расслаблены полностью, а обладают комфортным тонусом готовым к движению. Это состояние в Ушу называют Фансун, по простому говоря – правильное расслабление.

Некоторым сложно сразу все требования к оздоровительным столбам. Чтобы выправить осанку, снять хронические зажимы в плечах, руках, ногах необходимо время, специальная методика и наставник. В Китае время помноженное на искусную работу называют Гунфу.

Как правило у начинающих после некоторого времени практики в заданном положении начинают затекать отдельные участки тела. Они становятся непроходимыми для внутренней силы. Состояние Фансун теряется. Есть два основных способа преодолеть эти первые трудности. Первый физический. Пробуйте пошевелить, подвигать, встряхнуть эти части тела, чтобы отпустить локальное напряжение.

Второй способ связан с работой сознания. Практически это означает вхождение в специально подобранные естественные (природные) мыслеобразы. Например, можно представить себя в месте где вам комфортно и хорошо. Конечно, в идеале практиковать на природе, но не всегда это возможно. Кроме визуального образа такого места на уровне реальных ощущений можно почувствовать свежее прикосновение лёгкого ветерка, приятные запахи, шум волн или пение птиц. Одним словом, все органы чувств нужно настроить на естественное восприятие мира. Необходимо настроить себя так, чтобы ваше лицо отражало благожелательность. По-китайски это состояние называется «Сы Сяо Фэй Сяо». Это еле заметная (летучая) улыбка. Мы направляем своё внимание (сознание) на свой взгляд, который и отражает наше комфортное настроение. Проведя в таком состоянии некоторое время вы можете почувствовать, что со снятием психического напряжения уходит и физическое напряжение.

Кроме того мы можем представить себя в воде и подложить под локти (предплечья) поплавки, которые будут поддерживать наши руки. Или наоборот подвесить руки на мысленных пружинках, протягивающимся сверху. Можем в конце концов немного изменить положение рук в более удобную позицию.

Что ещё можно добавить к описанию правильного расслабления Фансун. Когда вы терпите в закрепощённом (деревянном столбе), то вы занимаетесь практикой «Сы Чжуан» - мёртвого столба. В противовес этому мы ищем состояние «Хо Чжуан» - живого столба. Необходимо научиться использовать для правильной осанки и заданного положения рук минимум силы. Ровно столько, сколько необходимо и не больше. То есть в нашем расслаблении есть некоторый тонус и этот тонус должен быть живым. Живое – это то, что может изменяться. Мы учимся осознанно изменять этот тонус в очень небольших пределах. Эту сознательную работу мы периодически отпускаем в свободное плавание. Называется этот процесс работать с сознанием и без сознания. Запомним этот принцип!

Почему мы начинаем со статики? Всё просто - это идеальные условия для тонкой и очень важной работы над собой. В первую очередь мы начинаем работать со своим сознанием. Что это означает практически? Физически остановившись, мы создаём условия для успокоения своего суетливого ума. Мы не стараемся остановить ум или избавиться от мыслей. Просто наблюдаем наше мышление как бы со стороны...

Затем мы пробуем погрузить внимание в своё тело. На практике это будет означать контроль выстраивания формы заданного столба, слушание локальных напряжений и ощущение своего дыхания. Поначалу мысли будут убегать от этой работы сознания, поэтому важно бдительно следить за этим и каждый раз возвращаться к своему телу. Эта внутренняя работа вместе с индивидуальными правками мастера постепенно приведёт к успокоению и расслаблению тела.

Это похоже на волнение воды на поверхности моря. Волны иногда большие, иногда поменьше есть практически всегда, за исключение редких дней полного штиля. При этом морские глубины отличаются покоем. И глубина, и поверхность – это одно море, один наш ум. Отметим, что с одной стороны существует поверхностный ум, а с другой есть глубокий ум. И при этом это один и тот же ум. Более того, это ум-тело.

Этот этап работы сознания можно назвать предварительным. Он увеличивает концентрацию внимания и создаёт условия для последующей работы которая связана с формой столба.

Правильное расслабление – Фансун включает в себя также снятие напряжение и с внутренних органов. В этом контексте внешнее – это скелетные мышцы мышцы, а внутреннее – органы, обладающие гладкой мышечной тканью. Нам надо уравновесить внешнее и внутреннее. И если обычный человек в принципе понимает как расслабить и напрячь мышцы, то с внутренними органами дело обстоит иначе. Дело в том, что эти гладкие мышцы участвуют в процессах, независящих от нашего сознания. Но мы можем научиться снимать напряжение с вегетативной нервной системы и тем самым нормализовать работу всех жизненно важных систем. Стоит ли говорить о том как это важно для здоровья?

Кроме того гладкие мышцы входят в состав клеток кровеносных сосудов и кожи. Отсюда и первые признаки правильной практики в столбе – ощущение тепла в конечностях и другие ощущения в них.

Детальное описание формирующей работы сознания будет даваться последующих методических пособиях для каждого столба. А сейчас важно понять, что это работа приводит к объединению сознанием всего тела и это объединение обладает потенциальной силой. Другими словами мы получаем силу от удобного положения.

  • Второй этап внутренней работы

Что дальше? А дальше новая работа сознания - мы начинаем требовать движение из покоя. Причём в нашем статической позиции это микродвижения (зародыш движения).

Эти микродвижения будут связаны уже с другими мыслеобразами. Например, для запуска внутреннего движения в направлении назад-вперёд мы представляем, что стоим в воде. Движение воды сзади и спереди вынуждает нас искать равновесие. Мы начинаем чуть смещать свой центр тяжести навстречу внешнего давления. А так как мы ранее уже объединили верхнюю часть тела, нижнюю часть тела и связали их по вертикали, то смещение навстречу воде будет целостным. Таким образом мы можем протестировать свою целостность в направлении назад-вперёд. Подобным образом мы тестируем целостность и оживляем столб по направлениям наружу-внутрь и вверх-вниз. В целом эти микродвижения продолжают сплавлять наше тело в единое целое.

Далее, утончая слушание микродвижений, мы слушаем где они рвутся. И там где усилия рвутся мы стараемся восполнять пустоты. Эта внутренняя работа ещё более уплотняет нашу целостность.

Оставаясь внешне практически неподвижными мы запускаем внутреннее движение силы «Мо Ли». Эта пока еле заметная, нащупывающая сила основывается на наших ощущениях, возникающие при взаимодействии с внешними силами. Внешние силы это мыслеобразы воды, шара, соединительных пружинок и так далее. Взаимодействие внутренних сил (наших ощущений) и внешних сил под контролем сознания являются инструментами для достижения второй цели – при внешней неподвижности достичь внутреннего движения. Чередуя осознанную практику с отпусканием сознания мы со временем можем достичь состояния когда внешнее и внутреннее сливаются.

Продолжая синхронизировать ум и тело мы через какое-то время чувствуем, что тело без задержек реагирует на нашу мысль-намерение (И). О каком направлении подумал, там и появилась сила, выражающаяся в целостном микродвижении. Таким образом мы приближаемся к нашей третьей цели практики Чжан Чжуан. Если иероглиф «Цюань» рассмотреть шире понятий кулачного искусства или школы, то в нашем контексте мы в названии стиля Ицюань можем увидеть суть практики: И – сознание, мысль, намерение, а Цюань – форма. Другими словами мы приводим к единому знаменателю физическое и психическое состояние. Ощущение сплавление нашего ума и тела это самые первичные ощущения после появления которых можно переходить к практике в боевых столбах.

б) Цзицзи Чжуан (боевые столбы)

Внешне эти столбы объединяются позицией стоп – Динбабу, когда одна нога выставлена вперёд, а вес тела больше смещён на ногу которая располагается сзади. Если объяснить по простому, то эти столбы удобны для прикладных действий. Поэтому, чтобы не отпугнуть пацифистов, можно использовать название – активные столбы или прикладные столбы.

В Яншен Чжуан собирались силы умозрительной категории «И». Эти силы направлялись в первую очередь на формирование удобной объединённой позиции, на Фансун и расшевеливание тела по шести направлениям. Обычно мы начинаем тренировку с одного или двух оздоровительных столбов и опираясь на проделанную внутреннюю работу, переходим к боевому столбу.

Первый столб с которого мы начинаем активную работу сознания это Хуньюань Чжуан. В самом названии этого столба заложены категории усилий – Хуньюань Ли (изначальное круглое целостное усилие). Вся позиция собрана, бёдра слегка втянуты, колени чуть больше пружинисто подсогнуты. Это удобно для начала перемещений. Если вы сохраняете состояние психики оздоровительного столба и не выполните новых требований к позиции Динбабу, то вы не сможете эффективно использовать свою силу.

Для того, чтобы набрать силу Хуньюань Ли, нужно сесть на бедро ноги которая находится сзади – Цзо Куа. И как бы втянуть бедро в себя. Это делается для набора усилия, чтобы в любой момент быть готовым дословно «выплюнуть» это усилие. Это ещё похоже на натянутую тетиву где корпус и ноги играют роль древка лука.

Несколько другие требования к груди которая как бы охватывает. Грудь тоже вбирает усилия и готова обратно «выплюнуть» их. Всё тело становится инструментом для набора усилий – Сю Ли.

Три базовых принципа столбовой практики:

  1. Успокоение и сосредоточение ума
  2. Правильное расслабление (Фансун)
  3. Естественное дыхание

Соблюдая эти принципы столбовой практики и проработав своё тело последовательно в Яншен Чжуан и Цзицзи Чжуан мы можем переходить к практике второго метода Ицюань – Шили.

Шили (проба силы)

Шили это форма динамической практики, направленной на тестирование внутренней силы.

Чжан Чжуан важный и краеугольный (камень) метод, закладывающий осознание новой целостной силы в статике. Теперь надо развить эту целостность.

Кладём второй краеугольный камень – Шили. На этом этапе мы исследуем (тестируем) внутреннюю силу в движении. В столбе мы нащупали округлую силу Хуньюань Ли и расшевелили её. Как бы притёрли (Мо Цзир). Притирка подразумевает маленькое и очень осознанное движение. На уровне микродвижений мы получили небольшие по амплитуде ощущения. Теперь эти ощущения надо увеличить и растянуть в пространстве. Справедливо будет сказать, что Шили это столбы растянутые во времени и пространстве. Также справедливо будет и обратное утверждение, что столб это живой стоп кадр Шили. Это похоже на «живое фото». В связи с этим обозначаются новые ориентиры нашей практики Ицюань.

Основные цели:

  1. Научиться использовать объединённое сознанием тело, в движении
  2. Научиться увеличивать амплитуду внутреннего движения (усилий)
  3. Научиться определять границы внутренней силы

На первом этапе освоения Шили важно выполнять движение как можно медленнее. В этом есть своя логика. Мы стараемся сохранить идеальные условия для развёртывания наработанной в статике внутренней силы (Хуньюань Ли). Точно также как мы впервые сев за руль автомобиля или велосипеда, исследуем новое ощущение движения. Вспомните как вы что-то делаете впервые. В Шили мы на спокойном движении отслеживаем усилия по всем направлениям и соединяем их в одно целое. При этом мы успеваем проверять Фансун. Только получив прочные навыки на максимально медленном движении, мы в дальнейшем можем разгонять новую силу.

Медленное движение это определённый вызов нашему стремительному веку, впрочем как и столбовая практика. Поэтому, выполняя статику и медленные осознанные движения, мы снимаем пагубное воздействие стрессовых состояний, связанных с навязчивой идей постоянно куда-то бежать. Возможно поэтому так востребованы комплексы Тайцзицюань, Цигун в настающее время. Причём не только в Китае, но и во всём мире. Ицюань в этом смысле интересен тем, что стиль глубже исследует «точку сборки» в статике и затем тщательно исследует силу в отдельных движениях - Шили, не рассеивая внимание и время на разучивание комплексов.

Важно также максимально развернуть амплитуду движения, чтобы понять в какой зоне мы можем эффективно применить нашу силу.

Разные Шили имеют свои акценты по приоритетным направлениям. Но в каждом движении есть все шесть направлений, которые мы исследовали в столбе. Поэтому независимо от того какое именно Шили мы выполняем, мы продолжаем взращивать тот росточек, который посадили в методе Чжан Чжуан – Хуньюань Ли. Если мы будем торопиться и тянуть росток вверх своими руками, то рискуем вырвать его из грунта. Необходим время и тщательный уход, чтобы укрепить корни и росток превратился в саженец.

Опытный инструктор или мастер со стороны без труда определит наполненность вашего движения или отсутствие этого качества. Вы же, развив своё сознание, сможете различать качество наполненности через внутренние ощущения. Основа этой плотной внутренней силы закладывалась ещё в столбах, когда мы исследовали противоречивые свойства Маодунь на микродвижениях. Именно это даст нам возможность при внешних изменениях мгновенно одно движение превратить в другое.

На следующем этапе исследуется наполненность внутренней силой на более быстром движении. Как только с нарастанием скорости будет услышано напряжение, свойственное грубой силе, нужно вернуться к более спокойному движению. Точно также внимательно отслеживаются усилия по всем направлениям.

Третья цель Шили, определяющая границы Хуньюань Ли, исследуется вместе с инструктором, без которого вы либо зайдёте не туда, либо наработаете искажённые навыки. Тоже самое справедливо и для предыдущих этапов обучения. Вот на все эти детали мы и направляем работу нашего сознания в движении. Важно помнить руководящую и направляющую роль работы «И».

Итак, мы можем на этом этапе можем кратко сформулировать основные принципы тестирования внутренней силы в движении.

Основные принципы Шили:

  1. Округлая целостность
  2. Текучесть
  3. Непрерывность

Важно понимать как столбы связаны с Шили и как эти два метода взаимно дополняют друг друга и подпитывают. Но при этом один метод не может полноценно заменить другой.

Моцабу (шаг трения)

Моцабу это форма динамической практики, направленной на тестирование внутренней силы на перемещениях.

Кладём третий краеугольный камень – Моцабу! Этот метод можно назвать - Шили для ног. Соответственно третий метод обладает аналогичными и целями и принципами. Нам остаётся лишь перенести опыт тестирования Хуньюань Ли, полученный в методе Шили, на перемещения. Тем не менее и в этом методе есть свои особенности, которые необходимо проработать с опытным инструктором.

Особое внимание теперь будет направлено на перемещение центра тяжести. Если вы встречаете на пути преграду, то должны быть готовы изменить перемещения центра тяжести назад. Если вы опускаете ногу и чувствуете, что она проваливается допустим в ямку, то должны быть готовы изменить направление на поднимание. Одним словом нужно в любой точке траектории проверять возможность изменения направления. То есть ваше движение не должно быть однонаправленным.

Обычно люди на шагах не используют своё тело. В Ицюань использование тела называется Шеньфа. Поэтому в Моцабу мы должны включить эти усилия. И не следует забывать о макушечном усилии, потому что голова ведёт движение.

Моцабу напрямую связано с позицией Динбабу и соответственно с внутренней работой в боевых столбах. В тоже время как уже отмечалось это Шили для ног. Таким образом прослеживается взаимосвязь первых трём методов Ицюань.

Также как и в Шили через определённое время мы можем пробовать ускорять шаги, продолжая внимательно слушать все направления силы. Дополнительно к форме шага Моцабу изучаются другие формы шага которые также используют Хуньюань Ли.

Далее, соединив Шили и Моцабу, мы переходим к Цзоубу Шили (Моцабу плюс Шили). Эта практика потребует от вас хорошей координации, поэтому сначала укоренитесь в во всех предыдущих методах.

На следующем этапе можно менять форму Шили на каждом шаге, делать повороты, изменять скорость. Это это уже будет свободная форма. В Ицюань она называется Цзянь У. В зависимости от наших целей она будет больше направлена на оздоровительные цели, либо на прикладные. По сути это таолу или ката в традиции классических стилей ушу или карате. Отличие в том, что мы не привязаны к строгой последовательности и можем следовать в своих движения внутренним ощущения силы.

Фали (выброс силы)

Четвёртый краеугольный камень – Фали. Фали - это форма тренировки взрывного высвобождение внутренней силы. Ицюань это внутренний стиль Ушу (боевого искусства). И основное оружие стиля это ударная техника. Отсюда вытекает основная цель метода - умение высвобождать взрывную силу всего тела.

Кроме того этот метод может быть востребован в самых разных ситуациях, требующих быстрых и точных действий в обычной жизни. Фали не изучается в отрыве от остальных методов. Когда можно начать изучать этот метод? Когда уже есть ощущение единого тела и когда есть ощущение сопротивление внешней среды. Это сопротивление у нас начинает нарабатываться в столбах когда мысленно стоим в воде. Затем развивается в Шили, когда мы преодолеваем сопротивление той же воды или других внешних сил и аналогично в Моцабу. В столбе нашли что-то, на движении и шагах не потеряли и начинаете пробовать выбрасывать усилия. Для начала надо понять есть что выбрасывать. Затем смотрите что получается. Одно направление задействуется или есть сочетание направлений, слабый ли это выброс или чувствуется сила. Можете ли вы сделать Фали на шагах вперёд или назад. Сам выброс должен быть внезапным. Сначала вы делаете Фали мягко на расслаблении и затем внезапно даже для себя взрываетесь. Самое главное это научиться выбрасывать то, что вы наработали в базовых методах – Цзибэньгун. А тренируется взрывное усилие – Бао Фали. Цель – наработка взрывного ударного усилия.

Основной принцип Фали это опора на наработанную внутреннюю силу в противовес использованию грубой силы. Образно Фали это отпускание тетивы лука, а не метание ядра.

Туйшоу (толкающие руки)

Туйшоу это форма тренировок с партнёром, использующая взаимный контакт рук.

Итак, у нас в основании нашего дома заложены четыре краеугольных камня и теперь можно выстраивать дом (парную работу). Туйшоу можно назвать Шили, Моцабу и Фали с партнёром. При этом в методических целях мы периодически останавливаемся в своём противодействии и слушаем векторы своих сил (столб). В этом смысле Туйшоу объединяет весь предыдущий учебный материал. А значит мы всё также продолжаем работать с Хуньюань Ли, но теперь нам в этом помогает партнёр.

После того как мы научились использовать целостную внутреннюю силу партнёр даёт возможность проверить и развить новые навыки. Эти навыки и можно сделать ориентирами или целями.

Основные цели Туйшоу:

  1. Научиться слушать силу партнёра через точки контакта
  2. Научиться воздействовать на центр тяжести партнёра и контролировать его
  3. Научиться применять Фали на партнёре

Не правильно относиться к «толкающим рукам» как к борьбе. Относитесь к Туйшоу как к методу в котором ваши руки пересекаются с руками партнёра и вы изучаете усилия. Крайне важно понять, что означает на практике Тин Цзир – слушание усилий. В слушании надо научиться определять величину приложенного партнёром усилия, направления и способность к изменениям этого усилия. Кроме того можно слушать где во время вращения рук у партнёра Сюй – пустое или Ши – наполненное. Затем, продолжая слушать эти усилия, необходимо постоянно создавать угрозу средней линии партнёра своими усилиями. В атакующей позиции сверху ваши пальцы должны быть направлены на центральную линию партнёра. Места соприкосновения рук должны располагаться на предплечье, не на кистевом суставе или на ладонях. При правильном исполнении ваш партнёр должен слышать ввинчивающие в себя усилия.

В Туйшоу вы должны держать руки как в столбе Хуньюань Чжуан. При этом становится понятно почему одна рука чуть выше другой. Так легче разбалансировать партнёра. Если ваши руки располагаются слишком низко, то остаётся незащищённой своя голова. Если ваши располагаются слишком далеко, то вас легко вывести из равновесия. Если слишком близко, то вас легко смять. Поэтому всё время надо возвращаться к положению столба.

На Туйшоу можно посмотреть как на парное Шили. В этом случае мы учимся с использовать свои навыки Шили и Моцабу для изменения направление атак партнёра, использую свою округлую силу как щит, ставить оппонента в неудобное положение, раскрывать его защиту и выводить из равновесия. Как и в Шили необходимо проверять прилагается ли сила всего тела или задействуются только руки. В этом случае надо больше тренироваться в столбе или Шили. И только выполнив эти предварительные действия мы пробуем применять Фали.

Каждое движение в методе «толкающих рук» должно быть осмысленным. Если сразу увлечься аспектом применения, то можно пройти мимо методики. Можно даже старательно делать столбы и остальные методы, но слишком увлечься применением. В этом случае ваше развитие останавливается и вы даже не понимаете почему. Поэтому поначалу надо медленно делать свои движения и слушать Сюй и Ши. Разбираться почему у вас сложились руки, почему вас вытянули. На вас надавили и вы потеряли равновесие. Остановиться, разобраться почему это произошло. То есть самому внимательно разбирать свои ошибки. Надо разобраться каким образом встраивать Цзибэньгун (базовую технику) в Туйшоу.

Для тех кто занимается Ицюань в большей степени для здоровья это интереснейший метод проверки, своей проделанной внутренней работы. Суть проверки в том, что когда мы тренируемся в одиночном (сольном) варианте, мы представляем внешние изменения на которые должны среагировать. Партнёр же нам даёт возможность протестировать эти навыки. Это важно помнить, приступая к изучению парного метода. Зачастую взаимодействие перерастает в соревнование, а это чревато к желанию победить любой ценой, в том числе за счёт применения привычной грубой силы. Разрывается вся логическая цепочка предыдущей внутренней работы. Поэтому в идеале к новичку приставляется «старичок» (в традиции нашей «линии» это более опытный партнёр или инструктор).

Если у вас что-то не получается в Туйшоу, то надо сначала осознать причину, а затем вернуться к предыдущим основным методам и исправить ошибку там. Этот принцип обратной связи необходимо помнить на всех этапах обучения.

Основные принципы Туйшоу:

  1. Использование Хуньюань Ли и не использование грубой силы
  2. Постоянное отслеживание своей силы, направленной на центральную линию партнёра (Чжи Ли)
  3. Использование винтовой силы (Лосюань)

Стоит ещё отметить, что метод Туйшоу используется также в Тайцзицюань и некоторых других стилях (в стиле Винчун – метод Чисао). Регламент Туйшоу Ицюань отличается от других стилей и заточен на применение ударной техники на основе своих базовых методов.

Саньшоу (свободный поединок)

Саньшоу это форма тренировки свободного поединка в учебных целях.

Основные цели Саньшоу:

  1. Получение навыков самозащиты
  2. Определение пробелов в предыдущих методах
  3. Правильное восприятие боя, ритма, своевременности, адекватной реакции в экстремальной ситуации и укрепление духа

Боевые искусства предназначены для боя по своему определению. Тем, кому Ицюань интересен в первую очередь отработкой прикладных возможностей необходимо помимо серьёзной базовой подготовки регулярно отрабатывать применение с партнёром и без.

Самозащита в Ицюань включает в себя навыки контроля сначала одного противника и на продвинутом уровне это возможность контроля ситуации с несколькими противниками. Дополнительно изучается навыки владения оружием на основе базовых методов, а также самозащиты от оружия. Кроме того основные методы стиля позволяют уверенно чувствовать себя в нестандартных ситуациях. При отработке учебных поединков необходимо помнить, что чрезмерное увлечение спортивной составляющей на раннем этапе приводит к возврату использования грубой силы. Поэтому в нашей линии мастеров разработана методика подводящих парных упражнений.

Также как и в методе Туйшоу, если что-то не получается, то надо вернуться к основам, найти там ошибки и исправить их. Естественно, направлять этот процесс должен опытный инструктор, прошедший все этапы обучения.

Саньшоу объединяет и проверяет все предыдущие методы. Это проявляется в том, что на дальней дистанции тестируются навыки занятия выгодной позиции и атаки. На средней и ближней проверяются навыки разрушения защиты, контроля над противником и атакующих действий. На высшем уровне в Саньшоу нарабатывается пресечение намерения к агрессивным действиям. Если вы поэтапно развили в себе умение слушать и работать с «И-намерением», то вам будет проще «прочитать» аналогичное намерение у противника.

Необходим помнить, что по сути в Саньшоу мы поэтапно создаём экстремальные ситуации различной степени сложности и учимся преодолевать их. И на выходе в конечном счёте мы практикуем укрепление своего духа.

Метод Саньшоу венчает взращивание и проверку Хуньюань Ли. Во всех основных методах мы занимаемся одни и тем же, но с разных направлений. В этом смысле мы практикуем Единое.

Основные принципы Саньшоу:

  1. Постепенность подводящих к Саньшоу упражнений
  2. Использование в Саньшоу наработанных ранее качеств и навыков
  3. Использование простых и эффективных приёмов

Для тех кому больше интересен оздоровительный аспект Ицюань прививаются элементарные навыки самозащиты и тестируется прочность базовых методов.

Примечания

  1. Все основные методы тесно связаны между собой и взаимно подпитывают друг друга
  2. Кроме основных методов существуют также дополнительные методы (см. «Структура методов и терминология Ицюань»)

Взаимосвязь методов Ицюань

Как говорит мастер Яо Ченжун главное разобраться с принципами и методами. Для чего мы так делаем, почему так делаем, к чему это приведёт. Необходимо теорию, ощущения и практику соединить в одно целое. Для начала ещё раз кратко проследим связь методов просто и ясно.

1. Мастер Яо Цзунсюнь говорил: «Когда вы поймете суть Чжан Чжуан, вы поймете половину Ицюань».

Столбы закладывают фундамент:

- правильно выстраивают тело

- помогают отпустить напряжение

- объединяют тело

- прорабатывают связь импульсов ума через нервную систему с объединённым телом

2. «Чжан Чжуан – это основа, Шили – это ключ» — говорят мастера Ицюань.

Шили прорабатывает полученные качества в динамике. Это промежуточное звено между Фали, взрывным использованием силы.

3. Моцабу – это Шили для ног. Мы переносим принципы работы в столбе и Шили на перемещения.

4. Фали прорабатывает отпускание, накопленной в предыдущих методах силы, подобно тому как отпускается тетива лука.

5. Туйшоу учит эффективно использовать ситуации в поединке, когда руки партнёров контактируют. За счёт навыков, полученных в предыдущих методах, отрабатывается контроль партнёра. В Туйшоу также можно практически закрепить навыки Фали.

6. Саньшоу вмещает в себя и тестирует все навыки, наработанные в предыдущих методах.

Тема по взаимосвязи методов была центральной в работе инструкторов и старших учеников Российской Академии Ицюань на традиционном семинаре с мастером Яо Ченжуном в 2018 году в Москве. И по качеству исполнения Туйшоу инструкторами Академии Яо лаоши сделал вывод о более качественном переносе базовых методов в парную работу. Почему так важно осознать методы Ицюань как одно целое? Проясним это на живом методическом примере тренировок.

Первый этап по обучения по методике, принятой в Пекинской и Российской Академии, включает в себя ознакомление с основными методами в течение первого года. И при регулярной практике ученик получает в каждом методе определённый опыт и определённые ощущения. Более того, автор испытал на себе и неоднократно наблюдал работу мастера с новичками в Пекине, когда новичок на первой же тренировке обзорно практиковал все основные методы. В том числе Туйшоу и Саньшоу непосредственно с Лаоши. Таким образом начинающий получал общее впечатление о методах стиля и ощущение внутренней силы мастера в парной работе. Этот обзор формировал мотивацию к более глубокому погружению в первые основные методы.

Второй этап предполагает, что человек регулярно занимается, накапливает определённый опыт и ощущения в каждом из методов. И есть даже какие-то результаты, связанные с улучшение здоровья или увеличением силы. И вот на этом этапе как раз многие и застревают. Почему?

Вот почему! Не все могут на следующем третьем этапе связать все методы между собой, объединить их в себе. Для достижения этой цели надо использовать как разум, так и практические ощущения. С точки зрения разума необходимо вникнуть в назначение каждого метода и логически выстроить связь этих методов между собой. Сначала это понимание формируется для себя. Затем полезно попробовать объяснить связь методов допустим начинающему или интересующемуся. Это можно назвать систематизацией.

Теперь уровень ощущений. Дословно обучаемому в китайской традиции необходимо сначала пощупать методы. А далее надо вскармливать в себе более тонкую способность к ощущениям. Надо дать возможность проявиться более тонким усилиям в процессе погружения в каждый из методов. И если на первых двух этапах копирование с наставника может приносить определённую пользу, то далее необходимо сверять свои наработанные ощущения с учителем. Плюс мастер может индивидуально комбинировать методы, чтобы подвигнуть ученика на новый уровень. Такая искусная работа и должна в итоге связать методы и вывести на третий этап обучения.

Что ещё мешает выходу на этот уровень? Сила! Либо изначально человек крупный и физически сильный склонен решать задачи допустим в Туйшоу за счёт этого потенциала, либо в процессе практики ученик в какой-то мере овладев целостной силой эксплуатирует только это качество. По опыту мастера Яо Ченжуна это препятствие многих европейцев, приезжающих к нему на обучение в Китай.

Решению задачи взаимосвязи методов и систематизации обучения может содействовать программа. В Китае есть такая внутренняя программа, в России также издано методическое пособие с последовательным содержанием обучения. Но здесь тоже не всё просто. Когда сталкиваешься с реальным обучением конкретного человека, то понимаешь что-то подходит, а что-то не подходит. Надо уметь подбирать и комбинировать методы под человека. Например, кто-то пришёл заниматься для здоровья и нет желания заниматься прикладным аспектом в паре. Кому-то нравится Туйшоу, но он не хочет драться. А другой наоборот. В таком случае эффект будет выше, если каждому человеку подбирать то, что ему больше соответствует.

Если охватить методы Ицюань кратко с прикладной точки зрения, то можно выделить три позиции:

- Цзибэньгун (базовые методы)

- Подготовка к парной работе с представляемым соперником

- Парная работа с адекватным партнёром

Таким образом, взаимосвязь методов даёт возможность выйти на более глубокий уровень практики Ицюань.

Структура методов и терминология техник

Чжан Чжуан

Яншен Чжуан (оздоровительные столбы)

Пинбу – позиция (стопы параллельны, примерно ширина плеч)

Ченбао Чжуан – обхватывающий столб (обхватывание-распирание)

Тибао Чжуан - поддерживающий столб (обхватывание-поднимание)

Фуань Чжуан - надавливающий столб (опирание-придавливание)

Фуань Чжуан Цзо-Ю – надавливающий столб с руками по сторонам

Тича Чжуан – втыкающий столб (втыкание-вытягивание)

Сиуси Чжуан - столб для отдыха (вращение)

Фубао Чжуан - горизонтально обхватывающий столб (обхватывание ладонями вниз)

Туйтуо Чжуан – толкающий столб (толкание-поддерживание)

Цзоши Чжуан – столбы сидя

Уоши Чжуан – столбы лёжа

Цзи Цзи Чжуан (боевые столбы)

Динбабу, позиция (одна нога выставлена вперёд)

Хуньюань Чжуан – универсальный столб (обхватывающий)

Фуань Чжуан - надавливающий столб в Динбабу

Пинбао Чжуан - горизонтально обхватывающий столб

Гоугуа Чжуан - столб с крюками (цепляние крюками)

Чентуо Чжуан – толкающий столб

Няо Нань Фэй Чжуан - столб «Птицам трудно улететь» (столб с кулаками)

Цзоши Чжуан (Динбабу) – столбы сидя в позиции Динбабу

Специальные столбы

Фуху Чжуан – усмирение Тигра

Сянлун Чжуан - усмирение Дракона

Дули Чжуан - столб на одной ноге

Шили (проба силы)

  • Базовые Шили

Пинтуй Шили – горизонтальная проба силы (вперёд-назад)

Бошуй Шили – проба силы в толкании воды (вверх-вниз)

Кайхэ Шили – проба силы внутрь-наружу (внутрь-наружу)

  • Туйшоу Шили

Фуань Шили – проба силы в придавливании (придавливание-поднимание)

Гоугуа Шили – проба силы в разделении

Феньгуа Шили – проба силы в разделении и надавливании

Сюаньфа Шили – проба силы во вращении

  • Дополнительные Туйшоу Шили

Лосюань (ввинчивание) сверху и снизу.

  • Шеньфа Шили (Шили для проработки тела)

Шень Гуй Чу Шуй Шили - Священная черепаха выныривает из воды

Туйтуо Шили - вращение с толканием

  • Рубящие Шили

Пифа Шили - рубящее ребро ладони

Чжанфа Шили - рубящая ладонь (дополнительные направления: прямо, сбоку, снизу)

Цепи Шили - рубящее ребро ладони в сторону

Фуань Шили Цзо-ю - рубящие ладони по диагонали

Примечание:

Все перечисленные выше Шили в базовом варианте выполняются медленно с последующим ускорением без потери качества. Кроме того Шили могут выполняться в варианте Фали.

Моцабу (Буфа) - методы перемещений

Моцабу (шаг трения) – базовый шаг

Гэньбу (приставной шаг)

Дабу: большой шаг с балансом, большой шаг с подшагом

Аобу (тройной шаг: вперёд-в сторону-вперёд)

Хуаньчжао (перемещение по дуге со сменой направлений)

Крест (повороты на 90 и 180 градусов)

Фали (выброс силы)

Базовые Фали

Фуань Фали (Фансун Фали) – выброс силы на основе Фуань Шили

Хуньюань Фали - выброс силы из позиции Хуньюань Чжуан

Ся Фали - выброс силы вниз (крюки)

Шан Фали - выброс силы вверх (предплечья)

Удары кулаком

Чжи Цюань - прямой кулак

Хэн Цюань - боковой кулак

Цзуань Цюань - кулаком вверх (буравящий)

Цзай Цюань - кулак вниз (ввинчивающий)

Удары ногами

Дянь Цзяо - прямая стопа

Хэндуо Цзяо - боковая стопа

Дента Цзяо - топчущая стопа

Удары локтём

Чжоу Фали – направления: вперёд, сбоку, вниз, назад

Дополнительные Фали

Си Фали - удар коленом

Тоу Фали - удар головой

Цзянь Фали - удар плечом

Примечание

Все Фали сначала прорабатываются в следующей последовательности:

1) Шили;

2) Ускоренное Шили

3) Метод 2+1

4) Фали

Туйшоу (толкающие руки)

Дань Туйшоу(одиночные толкающие руки)

Основные варианты:

1. Дань Туйшоу (круг).

2. Дань Туйшоу (с шагами)

3. Дань Туйшоу (ввинчивание)

Дополнительные варианты (с Туйшоу Шили)

Дань Туйшоу (Фуань)

Дань Туйшоу (Сюаньфа)

Дуаньшоу (4 варианта) – применение с разрывом рук

Шуан Туйшоу (двойные толкающие руки)

Туйшоу (подготовительный вариант для одной руки)

Туйшоу (слушание усилий и центрирование усилий)

Туйшоу (применение 4-х базовых Шили и ввинчивания сверху-снизу)

Фали Туйшоу - толкающие руки с выбросом силы

Саньшоу (свободный бой)

- Перемещение с партнёром «Тень».

- Челнок в паре с обозначением изученных ударов (прямо и по кругу) и другие упражнения для наработки чувства дистанции

- Тактика входа

- Перемещения в паре с созданием угроз

- Вход в Дуаньшоу и выход из него с ударами

- Учебные поединки по заданию

- Свободные поединки

- Освобождение от захватов

- Самозащита из нестандартных положений

- Основы ведения боя с несколькими противниками

Дополнительные методы

В Пекинской Академии Ицюань выделяют шесть основных методов, чтобы сконцентрировать внимание прежде всего на самой главное. Но существуют также дополнительные методы, которые расширяют возможности основ. На данном этапе ограничимся перечислением этих дополнительных методов.

- Фансунфа - методы специального расслабления

- Шишен - проба голоса (3 этапа)

- Тренировка глаз (Яньфа) – 2 варианта

- Цзянь У - свободная форма, включающая в себя изученные техники

- Гуньфа - владение шестом

- Отработка ударов по различным снарядам (мешок, лапы, лёгкие мишени)

- Бег с ударами

- Владение дополнительным оружием и самозащита (дубинка, нож)

Вы успешно подписались Российская Академия Ицюань | Криводедов Анатолий | Ицюань - внутренний стиль Ушу
Великолепно! Теперь, завершите оплату для открытия полного доступа Российская Академия Ицюань | Криводедов Анатолий | Ицюань - внутренний стиль Ушу
С возвращением! Вы успешно произвели вход в аккаунт.
Не вышло войти. Пожалуйста попробуйте снова.
Успех! Ваш аккаунт активирован и теперь Вы имеете доступ ко всему контенту.
Ошибка! Платежная система не подтвердила платеж.
Успех! Ваши платежные данные обновлены.
Ошибка! Ваши платежные данные не обновлены.