недавнее

Ицюань: Яншен Чжуан и Цзицзи Чжуан с точки зрения физиологии

Константин Ольховой, врач-психотерапевт.

Рассматривая столбовую работу в Ицюань, мы всегда говорим о «боевых» и «оздоровительных» столбах. При этом, независимо от того, имеем мы задачей подготовку бойца или заботу о здоровье, мы всегда сочетаем в тренировке и те, и другие столбы.

Возникает вопрос: а действительно ли одни столбы являются «боевыми», а другие «оздоровительными»? Надо понимать, что слова, используемые в китайской парадигме взглядов на человека, при чистом переводе не всегда точно совпадают с терминами в нашей парадигме медицины. Можем ли мы попробовать, не довольствуясь переводом, поискать сущностные эквиваленты? Ван Сянчжай говорил: «Я надеюсь, что ученики будут почтительно исследовать знания из различных источников. Что они будут задавать вопросы этой науке и в то же время развивать её.» Я попробую рассмотреть процессы, происходящие в столбах, с точки зрения конвенциональной физиологии, чтобы понять необходимость взаимосвязи обоих видов столбовой работы.

Работа в Ицюань — всегда работа в системе «ум-тело».

Соответственно, мы можем предполагать, что просходит тренировка не только и не столько мышц и связочно-суставного аппарата, но и нервной системы. И если осознаваемый эффект от работы достаточно понятен, то не осознаваемый стоит рассмотреть подробнее.

С точки зрения конвенциональной анатомии и физиологии, нервная система, по функционалу, подразделяется на два больших отдела: анимальная нервная система и вегетативная нервная система.

Анимальная нервная система управляет поперечно-полосатой скелетной мышечной тканью, отвечая за произвольные движения. Осознанные движения — именно её работа. Именно её мы тренируем сознательно.

А вот вегетативная нервная система (она же автономная нервная система) управляет железами внутренней и внешней секреции, работой внутренних органов, кровеносными и лимфатическими сосудами, гладкой и поперечно-полосатой сердечной мышечной тканью. Именно вегетативная нервная система имеет ведущую роль в поддержании стабильности внутренней среды организма, а значит и в приспособительных реакциях. Давайте рассмотрим её поподробнее.

Вегетативная нервная система функционально и анатомически подразделяется на  симпатическую и парасимпатическую.

Симпатическая нервная система отвечает за деятельность, при которой в организме превалируют затраты энергии. То есть при стрессовых реакциях, потому и называют её иногда системой «борьбы — бегства». Студенты-медики даже применяют мнемоническое правило: Симпатическая — С — Спасайся. Расширяется зрачок (возрастает световосприимчивость), усиливается потоотделение (смазка конечностей и усложнение захвата), усиливаются и учащаются сердечные сокращения, расширяется просвет бронхов (облегчая дыхание) и т. д.

Парасимпатическая нервная система, в противоположность симпатической, направлена на накопление энергии. Питание, переваривание, запасание, восстановление сил. Мнемоническое правило: Парасимпатическая — П — Питайся. Слюны много, перистальтики много, сердце работает спокойно, легкие работают без нагрузки, кровеносные сосуды периферии расширены — кровь приливает к коже.

Если мы посмотрим на принципы внутренней работы в оздоровительных и боевых столбах, то мы увидим, что они косвенно направлены на активизацию парасимпатической (Яншен Чжуан) и симпатической (Цзицзи Чжуан) нервной системы.

Плавная амплитудность с накоплением округлой силы и короткая насыщенность на грани фали. С некоторой долей юмора и для связи с физиологией, мы могли бы называть столбы не «боевыми» и «оздоровительными», а «спасательными» и «питательными». Симпатическими и парасимпатическими.

Что же нам это даёт, кроме теоретического понимания системы столбовой работы?

А даёт нам это понимание (с возможностью логического объяснения своим ученикам) необходимости сочетать в практике оба вида столбов (а также шили и фали, всех этапов шишен и т. д.) для продвижения в практике.

Ибо и для бойца, и для человека, ищущего здоровья, бесполезно и даже вредно развивать одну из систем. Системы взаимосвязаны, затраты энергии не могут не чередоваться с накоплением, а накопление с затратами.

Здесь есть и ещё один важный аспект: системы никогда не находятся в жёстком стабильном равновесии.

Когда мы говорим стабильности, мы говорим не о гомеостазе, в смысле жёсткой нормы, а, скорее, о гомеорезе - «текучем равновесии» (ну, как тут не вспомнить требование к текучести на определённом уровне практики).   Именно об этом мы говорим, когда в противовес мёртвому столбу Сы Чжуан мы практикуем живой столб Хо Чжуан.

Приведу в конце слова Вана Сянчжая: «Нет пределов развитию науки... Если вы понимаете что-то недостаточно хорошо, вы не сможете достичь действительно глубоких навыков... На пути науки вы должны попытаться ясно понять принципы.»

Именно поэтому я попробовал перевести китайскую парадигму столбовой работы на язык современной медицинской науки.

Читайте также

Вы успешно подписались Российская Академия Ицюань | Криводедов Анатолий | Ицюань - внутренний стиль Ушу
Великолепно! Теперь, завершите оплату для открытия полного доступа Российская Академия Ицюань | Криводедов Анатолий | Ицюань - внутренний стиль Ушу
С возвращением! Вы успешно произвели вход в аккаунт.
Не вышло войти. Пожалуйста попробуйте снова.
Успех! Ваш аккаунт активирован и теперь Вы имеете доступ ко всему контенту.
Ошибка! Платежная система не подтвердила платеж.
Успех! Ваши платежные данные обновлены.
Ошибка! Ваши платежные данные не обновлены.