Константин Ольховой, психотерапевт
Когда мы говорим о психотерапии, то чаще всего представляем себе стандартный формат взаимодействия психотерапевта и пациента: запрос, проработка, интервенции и т.д., и т.п. Но всё это относится к тому, что называется непосредственной психотерапией, а ведь может быть и опосредованная психотерапия. Терапия не непосредственным взаимодействием терапевта и пациента, а воздействием на пациента иных факторов. Когда я говорю пациенту, что он может попробовать рисование, бодибилдинг , вязание или экстремальное вождение, я не просто сотрясаю воздух, не просто «даю добрый совет»», я прогнозирую, что это будет опосредованная психотерапия, которая поможет пациенту проработать те или иные его проблемы.
Заменяет ли это непосредственную психотерапию? Есть разные точки зрения. Я считаю, что не заменяет. Не хватает обратной связи, акцентированной на конкретной проблематике. Даже если человек очень проработанный, даже если он умеет фиксировать и оценивать свои инсайты, внешнего «правильного зеркала» не хватает.
Но гигантский плюс опосредованной психотерапии именно в генерации этих инсайтов, этих «новых опытов», причём не в формализованной структуре психотерапевтического приёма, не in vitro, а в прямой, реальной деятельности, in vivo, так сказать.
Помню, что огромное количество таких инсайтов я получил, например, во время своих занятий экстремальным вождением: техника прохождения поворотов дала мне ярчайшее понимание многих собственных проблем и проблем моих пациентов.
Пожалуй, говоря об опосредованной психотерапии, нельзя не сказать о подводных камнях. Для начала - анекдот:
- Ваня, а правда, что мы богаты душевно?
- Нет, Маня, богаты мы духовно, а душевно мы больны...
В последние тридцать лет Россию захлестнула масса "духовных практик". Практик, обещающих чудеса и исполнение всего и вся.
У ролевиков есть такой термин: "дивные". Это люди, заигрывающиеся до утраты связи с реальностью. До прямой веры в свою особость, избранность и правильность.
Предупреждаю! Следующую строчку не стоит читать особо чувствительным к "грубости" людям!
Для описания и краткого именования таких практик, мною вводится термин «дивная ебала'» (с), сокращённо ДЕ.
Причём это относится не только к "традиционной эзотерике". ДЕ-ой может стать и фитнес, и веганство, и "развитие интеллекта". Вопрос в степени "вовлечённости и увлеченности". В категорию ДЕ может попасть увлечение медициной (да-да, не только "альтернативной", но и вполне классической), наукой и, даже, психотерапией (особенно соблазнительны гештальт, расстановки и мой любимый эриксоновский гипноз), но тут много зависит от "дивности" терапевта.
Так вот: ДЕ - не опосредованная психотерапия (см. анекдот выше).
Спешение за чудесами, вера в "единственно верный путь" не лечат душу, а маскируют проблемы. А, зачастую, усиливат их через декомпенсацию здоровых сил организма. Именно поэтому я считаю абсолютным злом "тренинги личностного роста", я крайне настороженно отношусь к "гуру" Цигуна и Йоги (слишком легко их коммерчески эксплуатировать, цепляя людей именно на ДЕ), внимательно присматриваюсь к веганам и фитнес-фанатам.
Я - врач. Мне не нужна ДЕ. Мне нужен метод осознанный. Мне важно, чтобы человек мог открывать и познавать что-то через РАБОТУ. Работу телесную, волевую, эмоциональную и интеллектуальную. Чтобы инсайты двигали человека в Реальность, а не утаскивали в мир ДЕ.
Попробую объяснить, почему я считаю именно Ицюань не только отличной телесной практикой, но и прекрасным методом опосредованной психотерапии. Сразу замечу, что я не специалист по единоборствам, не наставник воинских искусств. Я — психотерапевт, и данный текст — взгляд психотерапета.
Что подкупило меня-психотерапевта, когда в сентябре прошлого года я только начинал знакомство с ицюань? Наверное, само название. «И» - в данном контексте означает сознание, разум, намерение, ну а «цюань» - просто кулак. «Кулак разума»! Ну, как психотерапевту не заинтересоваться?
Размышляя, идти или не идти, я сильно волновался, аж кушать не мог! Ведь ицюань относится к внутренним стилям боевых искусств, а значит велика была угроза, что в «современной трактовке» это окажется очередной ДЕ. Не секрет, что и Йога, и Цигун, и Тайцзи в современном исполнении часто превращаются в пафосную сакрализированную фигню, адепты которых многолетне «стараются», но ничего не «делают» (спасибо, это я уже проходил!). Но был и страх того, что это окажется очередной «физухой» с бесконечным качанием всех мышц, многочасовой проработкой ударов и кучей формализованных движений (спасибо, это я тоже проходил!).
А оказалось, что это хорошо, и хорошо весьма! Ицюань — истинно холистический подход, метод рассматривающий голову и телу в целом, не отделяя одно от другого (как это происходит в ДЕ и физухе). А ведь холистический подход в медицине это то, что я отстаиваю как врач-психотерапевт.
Работа направляется на связывание намерений и движения. На внутреннюю работу мелких мышц, на построение осознанной работы костно-связочного аппарата. На прерывание потока одолевающих нас мыслей и спокойном сосредоточении на том, что внутри и вокруг (то самое «здесь и сейчас» о котором любят говорить!). На отказ от жёсткой мышечной силы и переходу к «круглой силе», обусловленной правильным взаимодействием всех структур тела. Но самое главное для меня-психотерапевта: СТАРАЙСЯ НЕ СТАРАЯСЬ!
Расслабляйся не расслабляясь, тренируйся отдыхая, думай и не думай. Это очень сложно западному человеку. Но это даёт огромное количество инсайтов, огромное количество поводов подумать, огромное количество возможностей сбросить «мыслительную шелуху». И, да, культура движений у меня за годы изменилась весьма. И, кстати, большинство приходит в ицюань после сорока лет... ;)
Тема большая, и я ещё буду писать: о гомеостазе и гомеорезе, о том что любое действие несёт в себе начало противодействия (а ведь об этом же я говорю своим пациентам на психотерапевтических приёмах!), о...
Но пока хватит.